«Укртрансбезпека» продолжает собирать коррупционную дань


Постоянные случаи задержания на взятках работников Укртрансбезопасности очень ярко продемонстрировали, что кадры были подобраны не для борьбы с коррупцией, а скорее для продолжения работы по старым схемам.

В сентябре Министр инфраструктуры Владимир Омелян провел совещание с руководителями Администрации морских портов Украины и Укртрансбезопасности, представителями бизнеса и общественности. Речь шла о коррупционной схеме, связанной с пломбированием запорных устройств на судах.
Со слов самого Министра, ранее коррупционная схема имела название «балластные воды». Инспектор, ссылаясь не несуществующие нарушения законодательства, требовал «устранить» недостатки за 200-1000 долларов «платы». В противном случае, судну запрещалось выходить в море, сутки простоя стоили владельцу 10 000 — 50 000 долларов США. И так старались «договориться» с каждым судном. Владимир Омелян заявил, что все фамилии взяточников известны. Якобы, уже состоялся ряд увольнений, и они будут продолжены.
Неизвестно, фигурирует ли в этом расследовании, присутствовавший на совещании Председатель Государственной службы Украины по безопасности на транспорте Михаил Ноняк, но то что он несет ответственность за произвол инспекторов – очевидно.
Если проанализировать публикации в СМИ за последние несколько месяцев, то можно увидеть, что правоохранительные органы регулярно ловят «на горячем» работников Укртрансбезопасности. При этом основными причинами для задержаний были не какие-либо замысловатые схемы, а банальные поборы и взяточничество.

Правоохранительные органы регулярно ловят «на горячем» работников Укртрансбезопасности.
26 августа 2017 года пресс-служба прокуратуры Закарпатской области сообщила о задержании на взятке в 6000 гривен работника управления Укртрансбезопасности. Указанные средства чиновник требовал за изготовление лицензии на пассажирские перевозки.
24 июля 2017 года пресс-служба военной прокуратуры Южного региона сообщила о задержании на взятке в 800 долларов США заместителя начальника управления Укртрансбезопасности в Запорожской области.
2 июня 2017 года СМИ сообщили о задержании с поличным сразу четырёх сотрудников управления Укртрансбезопасности в Харьковской области, которые требовали и получали взятки на весовых комплексах.
В целом июль 2017 года был обильным на громкие задержания коррупционеров из этого ведомства. Большой общественный резонанс вызвали задержания коррумпированных сотрудников Укртрансбезопасности из Одесской, Запорожской и Винницкой областей. Только после широкой огласки в СМИ Михаил Ноняк публично сообщил об увольнении руководителей управлений в упомянутых областях, поскольку те не справились с коррупцией в подразделениях. Причем руководителей управлений в Запорожской (Алексей Батало) и Винницкой (Алексей Соколовский) областях Михаил Ноняк уволил не за служебную халатность или ненадлежащий контроль за действиями подчиненных, а по соглашению сторон.
А вот ситуацию в отношении бывшего главы управления Укртрансбезопасности в Одесской области Николая Чекала «обыграли» несколько иначе, поскольку в день увольнения последний находился на больничном. Что это означает с юридической точки зрения? Любой юрист подтвердит, что при таких обстоятельствах восстановиться в должности достаточно легко. В СМИ уже появилась информация о том, что 11 октября 2017 года Одесский окружной административный суд удовлетворил исковое заявление Николая Чекала о восстановлении его в должности и взыскании с Укртрансбезопасности заработной платы за время вынужденного прогула.
Некоторые неудобные и довольно громкие задержания Ноняк предпочитает вообще не комментировать. Взять хотя бы известный случай с задержанием руководителя Укртрансбезопасности в Черниговской области Василия Петришина на взятке в 10 000 гривен. Тогда ни Ноняк, ни пресс-служба ведомства не сделали по этому поводу ни одного заявления. Более того, в настоящее время неизвестно, уволен ли Петришин с занимаемой должности или нет.
В Одессе ситуация с коррупцией в управлении Укртрансбезопасности также оставляет желать лучшего. Так, в апреле одно из интернет-изданий выпустило репортаж о возвращении в порты Украины старых коррупционных схем.
В частности, сообщалось о компании «Посейдон Инжиниринг», с помощью которой Администрация морских портов Украины и Укртрансбезопасность «выбивают» наличные с судовладельцев и агентских компаний. Но Михаил Ноняк существования коррупционных схем в портах Одессы отрицал. Правда, в июле на взятке задержали специалиста Одесского управления, который, по информации СБУ, наладил схему по сбору взяток с частных экспедиторских компаний и капитанов судов, заходящих в морские порты Одесса, Черноморск и Южный. Главный специалист отдела контроля и надзора за безопасностью на автомобильном и городском электротранспорте Сергей Личикаки был задержан 27 июля 2017 года во время получения им взятки от посредника в размере 1,5 тыс. долларов США. 2 августа стало известно о том, что С. Личикаки назначили меру пресечения в виде ареста на два месяца с правом внесения залога в 128 тыс. гривен, который впоследствии был внесён родственниками задержанного. На сегодняшний день бывший чиновник Укртрансбезопасности находится под домашним арестом, а дело пытаются «замять».
Безусловно, выявленные правоохранительными органами факты взяточничества в данном ведомстве – лишь верхушка айсберга.
Чтобы оценить масштабы коррупции и возможные суммы поборов, которые в итоге оседают в карманах чиновников, необходимо разобраться, что же всё-таки представляет собой Укртрансбезопасность.
Государственная служба Украины по безопасности на транспорте (Укртрансбезопасность) была создана Кабинетом Министров Украины 10 сентября 2014 года путем слияния Государственной инспекции по безопасности на морском и речном транспорте и Государственной инспекции по безопасности на наземном транспорте. Кроме того, этой же службе подчинили Государственную специальную службу транспорта.
По сути, Правительство создало монстра – мощную и наделенную широкими полномочиями структуру, в сферу ответственности которой входит реализация государственной политики в сфере безопасности на автомобильном транспорте общего пользования, городском электрическом, железнодорожном, морском и речном транспорте.
Казалось бы, намерения Кабмина при создании Укртрансбезопасности были вполне понятными и оправданными: управляемость, уменьшение количества контролирующих органов, упрощение при предоставлении административных услуг, очистка и обновления кадров. Но пока что получается иначе.
Напомним, что Михаил Ноняк до недавнего времени был частным предпринимателем и общественником, он пользуется авторитетом, поскольку был сотником на Майдане. После революции Достоинства его карьера круто меняется - уже 16 апреля 2014 года Ноняк М.В. был назначен заместителем Министра доходов и сборов Украины по вопросам борьбы с коррупцией. В своем интервью новоиспеченный заместитель Министра тогда говорил о себе как о человеке «с чистыми намерениями»:
«... я изъявил желание и есть понимание в том, что нужно бороться с коррупцией в таможенных и налоговых органах. Мы эту позицию донесли до нового правительства, к Арсению Петровичу Яценюку. И это предложение было поддержано. Я был на собеседовании, на заседании Кабинета Министров, где докладывал. Они меня утвердили, как человека, который с чистыми намерениями, с желанием работать идет на такую высокую должность для того, чтобы побороть коррупцию в этом министерстве.»
(3 июля 2014 года, Украинские новости)
Деятельность господина Ноняка в Министерстве доходов и сборов, где он отвечал за работу отдела внутренней безопасности, отдела по борьбе с контрабандой и таможенными правонарушениями, а также департамента по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, прошла для общественности почти незаметно. Во всяком случае, о раскрытии коррупционных схем ничего слышно не было. Мы больше следили за клетчатым одеялом руководителя этого ведомства.
В Укртрансбезопасности Ноняк должен был продолжить реформы в ведомстве для чего и получил поддержку на уровне Кабинета Министров и полный карт-бланш в подборе и назначении кадров в подразделения. Но постоянные случаи задержания на взятках работников Укртрансбезопасности очень ярко продемонстрировали, что кадры были подобраны не для борьбы, а скорее для продолжения работы по старым схемам.
Вряд ли Михаил Ноняк не в состоянии наладить работу в Укртрансбезопасности. Вывод напрашивается другой – Ноняк не заинтересован в эффективной работе ведомства и предпочитает закрывать глаза на этот коррупционный беспорядок, возможно, имея в нынешнем положении немалую выгоду для себя. Сам же Михаил Васильевич в одном из своих интервью ещё в 2014 году дал нам совет для борьбы со взяточничеством и поборами со стороны чиновников, который актуален и сейчас по отношению к сотрудникам Укртрансбезопасности:
«… единственный способ влияния на людей, злоупотребляющих своим служебным положением, — это обнародование этих материалов (о коррупции – прим.) и давление со стороны общественности.»
(11 июля 2014 года, Зеркало Недели)